Недавно прошедший авиасалон МАКС 2007 породил богатую почву для дискуссий. И не мудрено, ведь отставание России в области авиастроения сегодня уже очевидно для многих. Разумеется, в первую очередь это касается создания истребителя пятого поколения.
Из наиболее значимых событий прошедшего авиасалона можно назвать демонстрацию истребителя МиГ-35, (ставшего 10 лет назад сенсацией авиасалона «Фарнборо 1997») и двухместного истребителя-бомбардировщика МиГ-32. Кроме того, был продемонстрирован макет беспилотного самолета «Скат».
Однако все эти демонстрации не являются чем-то новым, во-первых, все это уже демонстрировалось много лет назад, а во-вторых речь идет о машинах четвертого поколения, по сути — глубокой модернизации предыдущих миговских моделей. И именно на прошедшем авиасалоне должен был быть представлен прототип самолёта будущего. Но этого не произошло. Оказывается он настолько «секретный», что даже макет его не может быть показан.
Задачи, которые ставятся перед истребителем пятого поколения — это, во-первых, сверхзвуковая крейсерская скорость и сверхманёвренность на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, во-вторых, малая заметность для радаров (технология «stealth») и, в-третьих, современное радиолокационное оборудование, позволяющее засечь и атаковать цель за многие километры. Это, прежде всего самолёт позволяющий получить тотальное господство в воздухе. Узнайте у нас почему стоит выбрать строительство из sip панелей.
В США на данный момент существует уже два истребителя подобного типа. Это F22 Raptor (на создание, которого ушла не одна сотня миллиардов долларов) и более дешевый F35 JSF (Joint Strike Fighter).
Понятно, почему США ограничилось демонстрацией на МАКСе своих старых моделей F16 и F15. А между тем Россия ещё достаточно далека от подобного проекта. И дело не только в финансировании, но и в практически полном отсутствии материально-технической базы в 90-е годы.
Так, в СССР ещё с середины 70-х годов велись серьёзные работы над созданием такого самолёта. Достаточно вспомнить миговский проект 1.44 МФИ, прототип перспективного многоцелевого истребителя. На взгляд многих экспертов, наиболее перспективный из самолётов, однако после серии успешных полётов в 2000 году, он по непонятным причинам был забракован.
В России разработка перспективного истребителя существует в виде государственной программы — в 2002 году компания «Сухой» была выбрана в качестве головного предприятия, разрабатывающего эту программу. С тех пор неоднократно заявлялось об успехах в этой области, но даже прототипа представлено не было.
Экспериментальный образец Су-37 – «Беркут», также останется всего лишь летающим стендом, а самолёт для ВВС это ЯК 141 наработки, в котором уже применены в американском F35, всеми забыт.
Возникает серьёзный вопрос, почему из стольких проверенных проектов, начатых ещё в период СССР так и не было выбрано ничего. Ведь это позволило бы сэкономить огромное количество средств. Видимо проблема в самой системе, которая не может самоорганизваться для решения конкретной задачи. Т.е. в России на лицо целый комплекс проблем, которые негативно влияют на создание подобного самолёта.
Но проблемы России с созданием подобного самолёта может помочь решить Индия, заявившая, недавно, о своих планах совместно с Россией заняться этим проектом. В обмен Индия требует передачи технологий, а не последующей продажи самолётов. Это ставит правительство России в сложную ситуацию….
А пока чиновники Минобороны заявляют, что Летные испытания новой машины, (перспективный самолет известен также под индексами И-21, Т-50,) по заявлениям руководства ВВС, должны начаться в 2009 году, серийное производство — в начале следующего десятилетия. Между тем, пока Россия только собирается испытывать свой самолёт, США уже начинает продвигать свою продукцию по всему миру. Так F22 уже поставлены в Японию, а в скором времени будет поставки F35 будет продано в Турцию.
Но на этом Америка не останавливается, проявляя интерес к рынку Индии, куда также собирается продать F35. Так, что Индия может и передумать, если Россия в ближайшее время не докажет своим партнёрам большую предпочтительность своей модели. Всё это говорит о том, что России нужно, наконец, определится в своих приоритетах и заранее заключить ряд контрактов на поставку самолётов, иначе она рискует потерять традиционно близкие рынки вооружения.